Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 5 апреля 1995 г. N 198

 

Дата введения 01.07.95

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

ГОСТ Р 50762-95

 

Public catering. Classification of enterprises

 

Предисловие

 

1. Разработан и внесен Техническим комитетом 347 "Услуги торговли и общественного питания".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 198.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов.

Положения настоящего стандарта распространяются на предприятия общественного питания различных организационно - правовых форм.

Стандарт пригоден для целей сертификации при присвоении и подтверждении типа и класса предприятиям общественного питания.

Требования безопасности изложены в п. п. 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.13.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования;

ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения;

СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения;

СНиП 11-4-79 Естественное и искусственное освещение;

СанПиН 42-123-4117-86 Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов;

СанПиН 42-123-5777-91 Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое;

МБТ 5061-89 Медико - биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и продуктов, утвержденные Минздравом СССР 01.08.89.

 

3. Определения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).

3.2. Тип предприятия общественного питания - вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.

3.3. Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

3.4. Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно - водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

3.5. Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

3.6. Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

3.7. Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

3.8. Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.

 

4. Классификация предприятий общественного питания

 

4.1. Настоящий стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно - техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно - планировочное решение и т.д.);

- методы обслуживания;

- квалификацию персонала;

- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

4.2. Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;

- "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров;

- "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных - для баров.

4.3. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

4.4. Рестораны различают:

- по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;

- по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон - ресторан и др.

4.5. Бары различают:

- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль - бар, гриль - бар;

- по специфике обслуживания потребителей - видеобар, варьете - бар и др.

4.6. Кафе различают:

- по ассортименту реализуемой продукции - кафе - мороженое, кафе - кондитерская, кафе - молочная;

- по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.

4.7. Столовые различают:

- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая;

- по обслуживаемому контингенту потребителей - школьная, студенческая и др.;

- по месту расположения - общедоступная, по месту учебы, работы.

4.8. Закусочные разделяют:

- по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, шашлычная, чайная, пиццерия, гамбургерная и т.д.).

4.9. Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

 

5. Общие требования к предприятиям

общественного питания

 

5.1. На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

5.2. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

- санитарно - гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

- требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

- экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

- противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

- электробезопасности - СНиП 11-4.

5.3. Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно - информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

5.4. На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается:

- проведение погрузочно - разгрузочных работ;

- складирование тары;

- размещение контейнеров с мусором;

- сжигание мусора, порожней тары, отходов.

Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

5.5. Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.

5.6. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

5.7. Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

5.8. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала.

5.9. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

5.10. В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

5.11. Состав помещений для потребителей на предприятиях различных типов и классов должен соответствовать данным Приложения А. В столовых в соответствии со спецификой обслуживаемых контингентов должны предусматриваться специальные зоны обслуживания: залы диетического, лечебно - профилактического питания и др.

5.12. Нормы площади на одно место в зале для различных типов предприятий общественного питания должны соответствовать данным Приложения Б.

5.13. Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.

 

 

 

 

6. Требования к предприятиям общественного питания

различных типов и классов

 

6.1. Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов подразделяются по следующим направлениям, приведенным в таблицах 1 - 4.

 

 

Таблица 1

 

ТРЕБОВАНИЯ

К АРХИТЕКТУРНО - ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

И ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ

 

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

   Требования к                   Тип предприятия             

   предприятиям    ├──────────────┬──────────────┬────┬────┬────┤

                      ресторан        бар      │кафе│сто-│за- │

                   ├────┬────┬────┼────┬────┬────┤    │ло- │ку- │

                   │люкс│выс-│пер-│люкс│выс-│пер-│    │вая │соч-│

                       │ший │вый │    │ший │вый │        │ная │

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│1. Внешний      вид│                                   

│предприятия                                           

│1.1. Вывеска                                          

│световая с элемен- │                                   

│тами оформления    │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ -  │ -  │ - 

│обычная            │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ +  │ + 

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│2. Оформление залов│                                   

│и   помещений   для│                                   

│потребителей                                          

│2.1.  Использование│                                   

│изысканных  декора-│                                   

│тивных элементов   │ +  │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ -  │ -  │ - 

│2.2.  Использование│                                  

│оригинальных  деко-│                                   

│ративных  элементов│                                   

│(светильников, дра-│                                   

│пировок и др.)     │ -  │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ - 

│2.3.  Использование│                                   

│декоративных   эле-│                                   

│ментов,   создающих│                                   

│единство стиля     │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ +  │ + 

                                               │<*> │   

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│3. Наличие  эстрады│                                   

│и танцевальной пло-│                                   

│щадки              │ +  │ +  │ -  │ +  │ -  │ -  │ -  │ -  │ - 

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│4. Наличие  банкет-│                                   

│ного зала,  отдель-│                                   

│ных кабин  (кабине-│                                   

│тов)               │ +  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ - 

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│5. Микроклимат                                        

│5.1. Система конди-│                                   

│ционирования возду-│                                   

│ха с автоматическим│                                  

│поддержанием  опти-│                                   

│мальных  параметров│                                   

│температуры и влаж-│                                   

│ности              │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│5.2. Система венти-│                                   

│ляции,  обеспечива-│                                   

│ющая допустимые па-│                                   

│раметры температуры│                                   

│и влажности        │ -  │ -  │ +  │ -  │ +  │ +  │ +  │ -  │ + 

└───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

    --------------------------------

<*> Диетические отделения, специальные зоны для обслуживания преподавателей, учащихся младших классов.

 

 

Таблица 2

 

ТРЕБОВАНИЯ

К МЕБЕЛИ, СТОЛОВОЙ ПОСУДЕ, ПРИБОРАМ, БЕЛЬЮ

 

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

    Требования                    Тип предприятия             

                   ├──────────────┬──────────────┬────┬────┬────┤

                      ресторан        бар      │кафе│сто-│за- │

                   ├────┬────┬────┼────┬────┬────┤    │ло- │ку- │

                   │люкс│выс-│пер-│люкс│выс-│пер-│    │вая │соч-│

                       │ший │вый │    │ший │вый │        │ная │

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│1. Мебель:                                            

│повышенной комфорт-│                                   

│ности, соответству-│                                   

│ющая интерьеру  по-│                                   

│мещений            │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│стандартная, облег-│                                   

│ченных  конструкций│                                   

│<1>,  соответствую-│                                   

│щая интерьеру поме-│                                   

│щений              │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ +  │ +  │ +  │ + 

│1.1. Столы:                                           

│мягкое покрытие    │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│полиэфирное  покры-│                                   

│тие                │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ +  │ +  │ -  │ - 

│гигиеническое   по-│                                   

│крытие             │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ + 

│столы, кронштейны                                     

│для приема пищи                                       

│стоя <2>           │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ + 

│1.2. Кресла  (дива-│                                   

│ны,   банкетки    и│                                   

│др.):                                                 

│мягкие (в  холле  и│                                   

│вестибюле)         │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│мягкие с подлокот- │                                   

│никами в обеденном │                                   

│зале               │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│полумягкие         │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ - 

│1.3. Наличие столов│                                           

│различной   вмести-│                                           

│мости (2, 4, 6 мест│                                           

│и др.)             │Определяется с учетом конкретных условий    

├───────────────────┼────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

│2. Столовая посуда │                                   

│и приборы                                             

│2.1. Металлическая │                                   

│посуда и столовые                                     

│приборы:                                              

│из   мельхиора  или│                                   

│нейзильбера,    или│                                   

│нержавеющей стали  │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│из нержавеющей ста-│                                   

│ли                 │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ +  │ +  │ -  │ - 

│из алюминия        │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ + 

│2.2. Фарфоро -                                        

│фаянсовая посуда  с│                                   

│монограммой или ху-│                                   

│дожественно  оформ-│                                   

│ленная             │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

                   │ <3>│        │ <3>│                   

│2.3. Полуфарфоро-                                     

│вая, фаянсовая  по-│                                   

│суда               │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ +  │ +  │ +  │ + 

│2.4. Сортовая стек-│                                   

│лянная посуда:                                       

│хрусталь, художест-│                                   

│венно   оформленная│                                   

│посуда из выдувного│                                   

│стекла             │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│сортовая стеклянная│                                   

│посуда без рисунка │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ +  │ +  │ -  │ - 

│из прессованного                                      

│стекла             │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ + 

                                               │ <4>│ <4>│

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│3. Столовое белье: │                                   

│3.1. Скатерти белые│                                   

│или цветные        │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ -  │ -  │ - 

                       │ <5>│ <5>│    │ <5>│ <5>│           

│скатерти фирменные │ +  │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ -  │ -  │ - 

│3.2. Салфетки инди-│                                   

│видуального пользо-│                                   

│вания (полотняные) │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ -  │ -  │ - 

                           │ <6>│        │ <6>│            

│бумажные салфетки  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ +  │ + 

│3.3. Смена столово-│                                   

│го белья после  об-│                                   

│служивания потреби-│                                  

│теля               │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

└───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

    --------------------------------

<1> Может быть использован в отдельных видах закусочных.

<2> Допускается в отдельных видах кафе.

<3> В тематических ресторанах и ресторанах с национальной кухней классов люкс, высший и барах класса люкс допускается использование посуды из керамики, дерева и т.п.

<4> Допускается применение посуды разового пользования из алюминиевой фольги, картона и т.д.

<5> В специализированных ресторанах и барах классов высший, первый при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани.

<6> Допускается замена индивидуальных салфеток бумажными при отпуске скомплектованных завтраков и обедов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ МЕНЮ И ПРЕЙСКУРАНТОВ, АССОРТИМЕНТУ

КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ

 

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

    Требования                    Тип предприятия             

                   ├──────────────┬──────────────┬────┬────┬────┤

                      ресторан        бар      │кафе│сто-│за- │

                  ├────┬────┬────┼────┬────┬────┤    │ло- │ку- │

                   │люкс│выс-│пер-│люкс│выс-│пер-│    │вая │соч-│

                       │ший │вый │    │ший │вый │        │ная │

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│1. Меню и  прейску-│                                   

│рант   с   эмблемой│                                   

│(фирменным  знаком)│                                   

│предприятия:                                          

│на  национальном  и│                                   

│русском языках     │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ + 

                   │ <1>│ <1>│    │ <1>│ <1>│               

│типографским спосо-│                                   

│бом                │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│машинописным спосо-│                                   

│бом                │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ -  │ + 

│оформление другими │                                   

│способами          │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ +  │ - 

│обложка из мелован-│                                   

│ной бумаги,  карто-│                                   

│на, кожезаменителя │                                   

│и др.              │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│обложка с  эмблемой│                                   

│или рисунком       │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  

│ценники            │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ + 

                                                   │ <2>│

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│2. Печатная реклама│                                  

│(пригласительные                                      

│карточки, буклеты и│                                   

│др.)               │ +  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│3. Ассортимент                                        

│3.1. Ассортимент,                                     

│состоящий   преиму-│                                   

│щественно из ориги-│                                   

│нальных, изысканных│                                   

│заказных и  фирмен-│                                   

│ных, в т.ч.  нацио-│                                   

│нальных блюд, изде-│                                   

│лий и напитков всех│                                   

│основных групп  ку-│                                   

│линарной продукции │ +  │ +  │ -  │ +  │ -  │ -  │ -  │ -  │ - 

│3.2. Разнообразный │                                   

│ассортимент фирмен-│                                   

│ных блюд, изделий и│                                   

│напитков   сложного│                                   

│приготовления      │ -  │ -  │ +  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ - 

│3.3. Разнообразный │                                   

│ассортимент   блюд,│                                   

│изделий и напитков,│                                  

│в том числе фирмен-│                                   

│ных, заказных  и  с│                                   

│учетом  специализа-│                                   

│ции                │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ -  │ - 

│3.4.    Ассортимент│                                   

│коктейлей,  пуншей,│                                   

│грогов   и   других│                                   

│смешанных напитков,│                                   

│соков,     закусок,│                                   

│сладких блюд,  кон-│                                   

│дитерских  изделий,│                                   

│преимущественно                                       

│состоящий из заказ-│                                   

│ной и фирменной,  в│                                   

│том  числе   нацио-│                                   

│нальной продукции в│                                   

│соответствии     со│                                   

│специализацией     │ -  │ -  │ -  │ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ - 

│3.5. Коктейли,  на-│                                   

│питки, десерты, за-│                                   

│куски    несложного│                                   

│приготовления,  за-│                                   

│казные и  фирменные│                                  

│напитки,  коктейли,│                                   

│кулинарная  продук-│                                   

│ция                │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ -  │ -  │ - 

│3.6. Широкий ассор-│                                   

│тимент кондитерских│                                   

│изделий  промышлен-│                                   

│ного  производства,│                                   

│фруктов,  винно   -│                                   

│водочных,  табачных│                                   

│изделий,  фруктовых│                                   

│и минеральных вод  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ +  │ -  │ -  │ - 

│3.7.  Разнообразный│                                   

│ассортимент  блюд и│                                   

│изделий,   покупных│                                   

│товаров,  с  учетом│                                   

│специфики  обслужи-│                                   

│вания  контингентов│                                   

│и рационов питания.│                                   

│Возможна реализация│                                   

│фирменных и  порци-│                                   

│онных блюд         │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ + 

                                               │ <4>│ <3>│

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│3.8.     Выполнение│                                   

│особых    пожеланий│                                   

│потребителя по  из-│                                   

│готовлению  блюд на│                                   

│виду у потребителей│ +  │ +  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ - 

│3.9. Наличие скомп-│                                   

│лектованных  рацио-│                                   

│нов питания  (завт-│                                   

│раки, обеды, ужины)│ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ -  │ +  │ - 

                                               │ <5>│   

└───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

    --------------------------------

<1> При обслуживании иностранных граждан меню и прейскурант печатаются также не менее чем на одном иностранном языке.

<2> Допускается в отдельных видах закусочных.

<3> Для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определенного вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд.

<4> Для диетических столовых рекомендуется включение в меню не менее 5 - 6 диет, в диетотделениях - не менее 3.

<5> В столовых - раздаточных рекомендуется реализация не менее одного комплексного рациона питания.

 

 

Таблица 4

 

ТРЕБОВАНИЯ

К МЕТОДАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,

ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЕ, ОБУВИ, МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ

 

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

     Требования                   Тип предприятия             

                   ├──────────────┬──────────────┬────┬────┬────┤

                      ресторан        бар      │кафе│сто-│за- │

                   ├────┬────┬────┼────┬────┬────┤    │ло- │ку- │

                   │люкс│выс-│пер-│люкс│выс-│пер-│    │вая │соч-│

                       │ший │вый │    │ший │вый │        │ная │

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│1. Методы  обслужи-│                                   

│вания потребителей │                                   

│1.1.   Обслуживание│                                   

│официантами, барме-│                                   

│нами, метрдотелями,│                                   

│имеющими  специаль-│                                   

│ное  образование  и│                                   

│прошедшими  профес-│                                    

│сиональную   подго-│                                   

│товку              │ +  │ +  │ -  │ +    + │ -  │ -  │ -  │ - 

                               │<1> │ <1>│               

│1.2.   Обслуживание│                                  

│официантами, барме-│                                   

│нами, метрдотелями │ -  │ -  │ +  │ -    - │ +  │ +  │ -  │ - 

                           │<2> │            │<1> │       

│1.3.   Обслуживание│                                   

│барменом  за барной│                                   

│стойкой  (прилавка-│                                   

│ми - витринами)    │ -  │ -  │ -  │ -    - │ +  │ -  │ -  │ - 

│1.4. Самообслужива-│                                   

│ние                │ -  │ -  │ -  │ -    - │ -  │ +  │ +  │ + 

├───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│2. Одежда и обувь                                     

│2.1. Наличие у  об-│                                   

│служивающего персо-│                                   

│нала      форменной│                                   

│одежды  с  эмблемой│                                   

│предприятия и обуви│ +  │ +  │ +  │ +    + │ +  │ -  │ -  │ - 

                           │<3> │        │<3> │           

│2.2. Наличие  сани-│                                   

│тарной одежды      │ -  │ -  │ -  │ -    - │ -  │ +  │ +  │ + 

│3. Музыкальное  об-│                                   

│служивание                                            

│3.1.    Выступление│                                   

│вокально  - инстру-│                                  

│ментальных  ансамб-│                                   

│лей, солистов      │ +  │ +  │ -  │ -    - │ -  │ -  │ -  │ - 

│3.2. Любые виды му-│                                   

│зыкального обслужи-│                                   

│вания (с  использо-│                                   

│ванием  музыкальных│                                   

│автоматов,  звуко-,│                                   

│видеовоспроизводя- │                                   

│щей  аппаратуры   и│                                   

│т.п.)              │ -  │ -  │ +  │ +    + │ +  │ -  │ -  │ - 

└───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

    --------------------------------

<1> В баре допускается обслуживание только барменами.

<2> В ресторанах при гостиницах, аэропортах, крупных универмагах, а также в кафе допускается самообслуживание.

<3> Допускается в ресторанах и барах класса первый форменная одежда без эмблемы предприятия.

 

Примечание к таблицам 1 - 4. Знак "+" - предусматривается; знак "-" - не предусматривается.

 

 

 

Приложение А

(обязательное)

 

Таблица А1

 

СОСТАВ

ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

  Помещения для      Типы предприятий общественного питания   

  потребителей   ├──────────────┬──────────────┬─────┬─────┬────┤

                    ресторан        бар      │кафе │сто- │за- │

                 ├──────────────┴──────────────┤     │ло-  │ку- │

                             класс                 │вая  │соч-│

                 ├────┬────┬────┬────┬────┬────┤          │ная │

                 │люкс│выс-│пер-│люкс│выс-│пер-│             

                     │ший │вый │    │ший │вый │             

├─────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┼─────┼────┤

│Вестибюль          О │ О  │ О  │ О  │ О  │ О    О    -    - │

                                                      

│Гардероб           О │ О  │ О  │ О  │ О  │ О    О  │О <*>│  - │

                                                      

│Зал                О │ О  │ О  │ О  │ О  │ О    О    О    О │

                                                      

│Банкетный зал      О │ О  │ О  │ -  │ -  │ -    -    -    - │

                                                      

│Мужской туалет                                        

│с помещением для │                                     

│мытья рук          О │ О  │ О  │ О  │ О  │ О  │О <*>│  О    - │

                                                      

│Женский туалет с │                                     

│помещением для                                        

│мытья рук          О │ О  │ О  │ О  │ О  │ О  │О <*>│  -    - │

                                                      

│Курительная        О │ О  │ -  │ О  │ -  │ -    -    -    - │

└─────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┴─────┴────┘

 

"О" - Наличие помещения обязательно.

"-" - Наличие помещения не обязательно.

    --------------------------------

<*> Для предприятий вместимостью свыше 50 мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

(обязательное)

 

Таблица Б1

 

ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

                                             (в квадратных метрах)

┌────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐

  Тип предприятия общественного питания │    Площадь на одно   

        и площади для потребителей          место, не менее   

├────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│1. Ресторан                                                   

    1.1. Зал с эстрадой и танцплощадкой │          2,0         

    1.2. Зал                                      1,8         

    1.3. Курительная                          0,07 - 0,075    

│2. Бар                                                        

    2.1. Зал                                      1,8         

│3. Кафе, закусочные, пивные бары                              

    3.1. Зал                                      1,6         

│4. Столовые школ и школ - интернатов:                          

   зал до 80 мест                                 0,75        

   зал свыше 80 мест                              0,65        

   средних специальных учебных заведений│                      

   зал                                            1,3         

   профтехучилищ                                              

   зал                                            0,8         

   общедоступные, при высших                                  

   учебных заведениях                                         

   зал                                            1,8         

└────────────────────────────────────────┴───────────────────────┘

 

Примечание. Площадь залов специализированных предприятий общественного питания следует принимать по заданиям на проектирование.

 

 

 

Hosted by uCoz