"Налоговые известия Московского региона", N 11, 2001

РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ККМ - ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ

К ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Отношения продавцов и покупателей в розничной торговле регулируются прежде всего Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ), постановлениями Правительства РФ и постановлениями местных органов исполнительной власти.

Статьей 493 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено законом, договор розничной купли - продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Иное предусмотрено Законом о ККМ. В ст.2 этого Закона записано, что подтверждением исполнения обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием является отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек.

Статьей 25 Закона о защите прав потребителей также предусмотрена выдача кассового чека потребителю вместе с проданным товаром.

Политика государства в сфере расширения применения ККМ проводится на протяжении нескольких лет. Это подтверждается следующими документами:

- 16 февраля 1993 г. издан Указ Президента РФ N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением";

- 18 июня 1993 г. принимается Закон РФ N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";

- 18 июня 1993 г. принимается Постановление Верховного Совета РФ N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в котором четко определены сроки постепенного расширения сферы применения ККМ:

а) с 1 августа 1993 г. в г.г. Москве и Санкт - Петербурге - на всех предприятиях (в том числе для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), в организациях, учреждениях, их филиалах и других обособленных подразделениях (далее - предприятия), подпадающих под действие настоящего Закона, а также на всей территории Российской Федерации: в магазинах и иных торговых точках, торгующих автомобилями, строительными материалами, импортной мебелью, ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, антиквариатом; в расположенных в городах и поселках городского типа магазинах и иных торговых точках, торгующих алкогольными напитками; в специальных магазинах, торгующих теле- и радиоаппаратурой; в магазинах торговой площадью свыше 400 кв. м; в ресторанах; на автозаправочных станциях; в гостиницах; в пунктах обмена иностранной валюты; в магазинах, торгующих за иностранную валюту;

б) с 1 марта 1994 г. - в столицах республик в составе Российской Федерации, административных центрах автономной области, автономных округов, краев, областей на всех предприятиях, не указанных в пп."а";

в) с 1 января 1995 г. - в иных местностях на всех предприятиях, не указанных в пп."а";

- Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 утверждается Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять свою деятельность без применения контрольно - кассовых машин (далее - Перечень);

- Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г. N 1028 в названный Перечень вносятся изменения, которые расширяют применение ККМ;

- Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" в целях последовательной ликвидации неучтенного налично - денежного оборота, предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения и обеспечения поступлений в доход бюджетов всех уровней с 1 апреля 1997 г. на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, вводится обязательное применение ККМ (преимущественно - компактных с автономным электропитанием) при торговле всеми видами товаров, включая сельскохозяйственную продукцию;

- Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1607 "О внесении дополнений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745" в целях расширения сферы применения контрольно - кассовых машин, повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять свою деятельность без применения контрольно - кассовых машин;

- Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1027 расширяет сферу применения ККМ и вводит применение ККМ при торговле с лотков и открытых прилавков. После этого Постановления прошли массовые собрания предпринимателей, торгующих на рынках, которые направили коллективные письма в Правительство РФ, администрации субъектов РФ, налоговые органы. В своих письмах предприниматели подчеркивали, что не отказываются от применения ККМ, но просят дать время для обустройства рынков и создания условий для применения ККМ в любую погоду;

- учитывая предложения предпринимателей, администраций субъектов РФ и налоговых органов, Правительство РФ Постановлением от 21 ноября 1998 г. N 1364 отменяет применение ККМ при торговле с лотков и открытых прилавков;

- Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917 вновь ограничивает Перечень и расширяет сферу применения ККМ.

Подпунктами "е" и "ж" п.2 Перечня определено, что организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин в части осуществления:

"е) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами";

"ж) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);

- Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2001 г. N 88-О вновь расширяет сферу применения ККМ, распространяя ее на продажу товаров гражданам - индивидуальным предпринимателям.

Конституционный Суд РФ определил, что Закон о ККМ, как это следует из предмета его регулирования, преследуемых им целей и защищаемых конституционных ценностей, устанавливая требование об обязательном применении контрольно - кассовых машин для учета наличных средств в денежных расчетах с населением, не связывает его с тем, реализует ли конкретное предприятие товары (оказывает услуги) гражданам для их личного потребления или для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Это согласуется с законоположениями, определяющими особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (п.1 ст.23, ст.ст.24 и 25 ГК РФ).

Ограничительное же истолкование предписания ст.1 Закона о ККМ, а именно как не распространяющегося на случаи осуществления денежных расчетов с гражданами - индивидуальными предпринимателями, противоречило бы выявленным Конституционным Судом Российской Федерации целям и направленности данного Закона, сделало бы невозможным предусмотренный им контроль за движением наличных денежных средств;

- с 1 июля 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" введен Закон Московской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Московской области". Пунктом 2 ст.3 данного Закона определено: налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать установленный порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах;

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Письмом Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40. Пунктом 3 этого Письма установлено: прием наличных денег предприятиями при осуществлении денежных расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Таким образом, и Закон РФ, и Закон Московской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Московской области" не отменяют применение ККМ.

Законом Московской области одинаковая базовая доходность установлена для розничной торговли организациями и предпринимателями из палаток и с лотков. При этом определено обязательное применение ККМ. Применение ККМ при торговле с лотков поставит всех предпринимателей в равные условия.

Выполняя политику государства, направленную на расширение сферы применения ККМ, Правительство Московской области приняло Постановление от 14 июня 2001 г. N 181/18 "Об упорядочении применения контрольно - кассовых машин в Московской области", которым ограничивается действие Перечня на территории Московской области.

С 1 августа 2001 г. на территории Московской области ограничивается действие пп."е" и "ж" п.2 Перечня.

Постановлением Правительства Московской области утвержден ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, на которые вводимые ограничения не распространяются:

1. Мороженое.

2. Овощи.

3. Фрукты, за исключением поступивших по импорту.

4. Прохладительные напитки (соки, квас, минеральная и природная питьевая вода. Безалкогольные напитки).

5. Мелкоштучные хлебобулочные изделия в упаковке.

6. Мелкоштучные кондитерские изделия в упаковке (за исключением кремовых изделий), жевательная резинка.

7. Специи фасованные.

8. Горячее питание: пирожки, бутерброды, хот - доги, чай и кофе из термосов в одноразовой посуде.

9. Цветы, семена. Средства ухода за растениями.

10. Печатная и книгопечатная продукция.

11. Канцелярские товары.

12. Галантерейные товары (металлическая, пластмассовая, басонная, мелкая кожгалантерея: бумажники, портмоне, кошельки, обложки для документов, книг, футляры, портсигары и изделия сувенирные).

13. Игрушки (мягкие - в упаковке, пластмассовые, металлические, новогодние, надувные шары).

14. Хозяйственно - бытовые товары (салфетки, бумага туалетная, губки, мочалки, зажигалки, элементы питания, пакеты полиэтиленовые).

15. Мелкоштучная сувенирная продукция.

Инспекциями МНС России по городам и районам совместно с администрациями городов и районов была организована работа по доведению требований Постановления Правительства Московской области от 14 июня 2001 г. N 181/18 "Об упорядочении применения контрольно - кассовых машин в Московской области" до всех торгующих предприятий и индивидуальных предпринимателей, до дирекций и администраций рынков.

С целью разъяснения и пропаганды данного Постановления были привлечены местная печать, радио и телевидение, проведены совещания с участием дирекций и администраций рынков, вывешены объявления на рынках и в местах массовой торговли, в налоговых органах.

Центры технического обслуживания ККМ и заводы - изготовители готовы обеспечить всех продавцов контрольно - кассовыми машинами, которые могут работать в диапазоне температур до минус 20 градусов и ниже.

Налоговые органы городов и районов Московской области готовы организовать массовую регистрацию ККМ для применения в торговле.

Из всего вышесказанного становится ясно, что политика государства в сфере применения ККМ - это планомерная, последовательная работа по выполнению требований Гражданского кодекса РФ, Закона о защите прав потребителей, Закона о ККМ.

Многие предприниматели правильно понимают необходимость применения ККМ, закупили и зарегистрировали ККМ в налоговых органах. Всего в Московской области зарегистрировано 108 252 ККМ. Из них индивидуальными предпринимателями зарегистрировано 53 719 ККМ. В последнее время для торговли с лотков и открытых прилавков многие индивидуальные предприниматели также зарегистрировали ККМ.

Так, в Ногинске зарегистрировано 1063 ККМ, Одинцове - 657, Подольске - 572, Электростали - 700, Королеве - 541, Красногорске - 424, Видном - 437, Мытищах - 421, Балашихе - 419, Орехово - Зуеве - 1225 и т.д.

Есть отдельные группы предпринимателей, которые не хотят показывать свои реальные доходы, пытаются организовать коллективные протесты. Но в целом в области большинство законопослушных налогоплательщиков понимают необходимость применения ККМ.

Применение ККМ при торговле с лотков и открытых прилавков позволит:

1. Обеспечить выполнение требования ГК РФ по заключению договора розничной купли - продажи в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека, подтверждающего оплату товара.

2. Обеспечить защиту прав потребителя. Каждый покупатель за покупку сможет получить чек, отпечатанный на ККМ, на котором будут указаны наименование предприятия (индивидуального предпринимателя), ИНН, дата, время покупки и уплаченная сумма. Это даст возможность потребителю вернуть или обменять товар.

3. Выполнить требование Конституционного Суда РФ о денежных расчетах с участием граждан, покупающих товары, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги), т.е. о применении ККМ и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом). Применение ККМ на лотках позволит каждому индивидуальному предпринимателю получить чек за купленный товар и использовать его для подтверждения своих затрат.

4. Поставить в одинаковые условия всех предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю товарами независимо от торгового места (палатка или лоток и т.д.), для которых определена одинаковая базовая доходность для исчисления единого налога на вмененный доход.

5. Повысить эффективность контроля за денежным оборотом в сфере торговли и обеспечить увеличение поступлений в бюджет, так как позволит точно определить фактическую выручку и, соответственно, доходность каждого предприятия и индивидуального предпринимателя.

6. Подтолкнуть администрацию рынков к обустройству их для круглогодичной цивилизованной торговли в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 6 октября 2000 г. N 117/25, что обеспечит удобства покупателям, нормальные условия для работы продавцов в любую погоду и сохранность товара, повысит культуру обслуживания покупателей.

В статье Ю. Щедровой "Контрольно - кассовая война", опубликованной в газете "Московский комсомолец" 3 августа 2001 г., искажено законодательство Российской Федерации. Так, написано, что по закону или единый налог, или кассовый аппарат, что не соответствует существующему законодательству.

В статье сказано, что в скором времени возможности поторговаться с продавцами не будет, так как с 1 августа 2001 г. на открытых подмосковных рынках вводятся контрольно - кассовые машины. Однако на рынках, во многих других торговых местах уже давно применяются ККМ, и это не мешает торговаться с продавцами.

В статье сказано также, что ККМ выдерживают только два градуса мороза, что не соответствует действительности. Заводы России выпускают ККМ, включенные Государственной межведомственной комиссией по контрольно - кассовым машинам в Государственный реестр ККМ, которые могут работать в диапазоне температур до минус 20 градусов: МЕРКУРИЙ 115Ф, АСТРА-100Ф, АРКУС - КАСБИ 01Ф, ЭЛВЕС - МИКРО-Ф. Имеются также ККМ, которые могут работать при температуре до минус 15, минус 10 градусов. При этом заводы - изготовители г. Москвы и Московской области готовы по заявке клиента обеспечить работу ККМ до минус 40 градусов.

В статье почему-то не поднимается вопрос о том, что торговцы с лотков не выполняют требований по обеспечению безопасности продуктов питания. Проверки рынков показали, что в жару до 38 градусов они торговали с лотков колбасой, сыром, сливочным маслом и другими товарами, не соблюдая условий хранения этих товаров (без холодильников).

Проверки продавцов промышленными товарами показывают, что ими порой продаются товары неизвестного происхождения, некачественные, с браком, и заменить их невозможно, так как нет кассового чека, на котором указано наименование предприятия, которое их продало.

Из вышеизложенного следует, что данная статья необъективно отражает вопросы применения ККМ в области.

Считаем, что такие статьи не способствуют выполнению Постановлений Правительства РФ и Правительства Московской области, подогревают нездоровые настроения и создают напряженность в обществе.

Подписано в печать А.С.Кленовский

10.11.2001 Управление МНС России

по Московской области

Hosted by uCoz